Опрос


Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: младших школьнииков и детей дошкольного возраста

Опубликовано: 13.11.2018

видео Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: младших школьнииков и детей дошкольного возраста

Развитие способностей

Основы характера и поведения человека закладываются и формируются в своем первичном виде, начиная с самых первых лет жизни. Дети очень восприимчивы и любознательны, и поэтому сильно зависят от внешних обстоятельств, окружающего мира. В том числе, в детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность, склонность к эмпатии и другие —  так называемые коммуникативные способности.



Значение коммуникативных способностей

Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и так или иначе взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того, чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.


Маслова И.В. | Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных способностей у дошкольников и младших школьников.


Кислова Т. Р. | Речевое развитие дошкольника на примере ООП «Детский сад 2100»

Кроме того, не стоит забывать, что переход из детского сада в младшую школу сам по себе является достаточно серьезным испытанием для детей: меняется распорядок дня, правила поведения, объем поступающей информации. Развитые коммуникативные навыки серьезно снизят стресс и упростят задачу общения с новым коллективом, сэкономят энергию для занятий.

Структура коммуникативных способностей

В это понятие входят следующие навыки и умения:

развитая и связная речь, умение вербально выражать свои мысли; умение распознавать невербальные сигналы (жесты, мимика, позы); правильное считывание и интерпретация эмоций; конструктивная реакция на действия и слова других людей, как ровесников и младших по возрасту, так и взрослых; контроль над своим поведением и речью; умение слушать и слышать; способность действовать в коллективе.

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Презентация: "Организация речевой среды как важнейшее условие развития коммуникативных качеств дошкольника"

Методы развития навыков общения

Первой задачей воспитателя является пробуждение интереса детей к той или иной деятельности, поскольку выполняемые с охотой и удовольствием упражнения наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты. К тому же, закрепляется положительный образ того или иного действия, что побуждает детей повторять его снова и снова.

Наиболее приемлема для дошкольников и учеников младших классов игровая подача материала. С одной стороны, она достаточно проста для восприятия, так что ребенок меньше устает и дольше не теряет внимания и интереса, с другой — в процессе вроде бы несерьезных занятий легко и как бы сами собой усваиваются многие сведения и правила поведения.

Так, например, групповое повествование, когда несколько детей по очереди рассказывают о каком-нибудь событии или описывают какой-либо предмет, способствует:

развитию речевых навыков; обогащает словарный запас; тренирует связность и четкость изложения своих мыслей.

При этом воспитатель осуществляет только минимально необходимый контроль над процессом, а дети сами составляют описание.

Пониманию общепринятого этикета и усвоению правил поведения в обществе помогают упражнения, связанные с разыгрыванием сценок из жизни. При этом между детьми распределяются роли, которые им необходимо обдумать, задается основная сюжетная канва, а затем воспитатель корректирует поведение участников по мере развития событий. Основной акцент делается на вежливость и благожелательность по отношению друг к другу.

Игры для укрепления коммуникативных способностей

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми при достижении общей цели. Развивается чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за других, особенно младших.

Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

Ребенку такие сильные эмоции даются нелегко и даже в игре переживаются намного острее, чем у взрослого человека; таким образом, будет полезно закрепить корректные поведенческие шаблоны еще до вступления человека во взрослую и гораздо более ответственную жизнь.

Развитие фантазии и воображения

Развитие творческой сферы, фантазии и воображения может быть крайне разносторонним. Сюда можно отнести различные созидательные занятия:

рисование; лепку; конструирование поделок из подручных материалов.

Если эти упражнения проводятся в группе, дети в процессе учатся сотрудничать и распределять роли: например, у кого что лучше получается делать. А создание, в частности, открыток к праздникам, которые затем вручаются родителям и другим родственникам, учит ребенка проявлять свои чувства и вниманию к окружающим людям.

Помимо этого, для развития воображения очень полезны сказки. Общепринято их просто читать или пересказывать, но самостоятельное сочинение может стать намного более увлекательным процессом. Хорошим упражнением на тренировку фантазии является создание сказки несколькими участниками по одной фразе, друг за другом.

Презентация: "Развитие у детей коммуникативных способностей через театрализацию"

Этот процесс развивает сразу несколько навыков:

терпеливо слушать других и не перебивать; быстро улавливать сюжет; внимательно отслеживать основные его вехи; привносить новое, развивать тему; связно выражать свои мысли.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Семья и общение

Следует отметить, что воспитатели дошкольных учреждений не могут целиком и полностью взять на себя развитие коммуникативных способностей ребенка. Если в его семье нарушена коммуникация, то детские навыки общения также будут недостаточно закреплены. Поэтому родителям необходимо наравне с воспитателями тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы. Особенно это касается тех семей, чьи дети посещают дошкольные учреждения нерегулярно или не посещают вовсе.

Ребенок, который провел дошкольный период в узком кругу бабушек и дедушек и лишь время от времени — со сверстниками и другими людьми, становясь младшим школьником, испытывает серьезные затруднения при общении как с одноклассниками, так и с учителями. Большая удача, если он является младшим в семье и может рассчитывать на заботу и внимание со стороны братьев и сестер — причем желательно, чтобы у них не было чересчур большого разрыва в возрасте. Но и в семье возможно развивать навыки общения, если уделять этому достаточно времени и внимания.

По сути, родителям и другим членам семьи необходимо взять на вооружение методы, описанные выше, с той лишь разницей, что они должны будут не только контролировать и направлять игровой процесс, но и становиться его непосредственными, полноценными участниками, заменяя собой детский коллектив. Оцените статью:

(4 голоса, среднее: 2.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Популярные новости



Как выбрать обувь для ребенка? Подошва. Основное правило такое: чем меньше ребенок, тем более тонкой

Ответьте, только честно, спрашиваете ли вы своего ребенка, при примерке обуви, его мнение? Интересуетесь

Как выбрать качественную обувь для малыша — правила выбора и примерки Первая обувь для малыша –

Скоро зима и для родителей настает время, когда надо задуматься о приобретении качественной и главное

rss